Звонки по номеру 0800308308 с номеров всех операторов связи Украины бесплатные. Для звонков по номеру 3080 стоимость минуты разговора соответственно: Киевстар - 1 грн / мин, соединение - 0,27 грн; МТС - 0 грн / мин, соединение - 1 грн; lifecell - 1,5 грн / мин , соединение - 0,5 грн. Тарифы приведены с учетом НДС.
Дополнительно начисляется 7,5% от стоимости услуг без НДС в Пенсионный фонд. Тарификация посекундная с 13 секунды. Услуга предоставляется только совершеннолетним.

Напишите нам
Zapros@platinumbank.com.ua
Позвоните нам
0 800 308 308, 044 495 60 55







Иностранный банк с международными инвестициями

Курсы валют
Курсы валют
08.12.2016
Валюта Покупкa Продажа
USD 26.80 27.10
EUR 28.20 29.30
платежные карты
08.12.2016
Валюта Покупкa Продажа
USD 26.80 27.10
EUR 28.20 29.30
Google+

СМИ о нас

25.02.2013

"Бизнес": РоSледний герой



Рынок PoS-кредитования практически достиг докризисного насыщения. Банки вынуждены искать новые ниши.

Рынок кредитования в торговых сетях (PoS-loans) отдыхает после "высокого сезона" 2012 г. Как известно, для этого сегмента кредитования характерна ярко выраженная сезонность. В IV квартале каждого года финучреждения, как правило, выдают столько же кредитов, сколько за три предыдущих. По оценкам участников рынка, в 2012 г. , по сравнению с 2011 г. , прирост объема кредитования составил 10-20%. Для сравнения: по признанию банкиров, конец 2011 г. не оправдал возлагаемых надежд, поскольку совпал с острым дефицитом ликвидности. К сожалению, официальная статистика по данному сегменту кредитования отсутствует.

Мало места

Сейчас на рынке потребительского экспресс-кредитования работают всего с десяток операторов. В частности, речь идет о таких крупных банковских игроках, как ПриватБанк, "Дельта Банк", "Альфа-Банк (Украина)" УкрСиббанк и "ОТП Банк". Кроме того, на рынке активны более мелкие специализированные финучреждения - "Платинум Банк", банк "Русский Стандарт" и банк "Ренессанс Капитал". По оценкам самих игроков, между ними в целом соблюдается некий паритет по рыночным долям. Напомним: банки выдают займы на покупку товаров через своих менеджеров, присутствующих в торговых сетях. Наиболее привлекательными для банков традиционно являются крупные сети бытовой техники и электроники - Comfy, "Фокстрот", "Технополис", "Эльдорадо" и др. Следует отметить, что игроки банковского рынка нешуточно конкурируют между собой за право быть представленными в указанных магазинах. Пользуясь этим, торговцы время от времени устраивааааают тендеры, в рамках которых банки сражаются за "место под солнцем". Как правило, магазины выдвигают достаточно жесткие условия сотрудничества. Обязательным является участие банка в разнообразных акциях, таких, например, как кредитование на условиях рассрочки (т. е. с минимальным заработком для банка). Кроме того, достаточно часто торговые сети требуют от банков не превышать установленный процент отказов в кредитовании покупателей. Соответственно, банки вынуждены брать на себя повышенные кредитные риски, что отражается на качестве портфеля. К тому же существует масса других случаев, в которых банкиры вынуждены уступать торговцам в обмен на право доступа к клиентам. К примеру, финучреждение может прокредитовать саму торговую компанию на льготных условиях.

Впрочем. даже победа в жестком тендере отнюдь не означает для банка отсутствие конкуренции. Крупнейшие сети отбирают в свои магазины по четыре-шесть банков-кредиторов. Например, в торговых точках сети Comfy кредиты выдают ПриватБанк, УкрСиббанк, "Дельта Банк" и банк "Русский Стандарт". В "Фокстроте" приведенный выше список дополняют "Альфа-Банк" и банк "Ренессанс Капитал". Похожая картина - в сетях "Технополис" и "Эльдорадо". Как видим, в крупных сетях не представлены такие игроки рынка потребительского кредитования, как "ОТП Банк" и "Платинум Банк". Это обусловлено тем, что они пришли на рынок PoS-кредитования гораздо позже своих конкурентов. Так, "Платинум Банк" вышел на этот рынок в разгар кризиса 2009 г. , а группа "ОТП" начала работать в этом сегменте в марте 2011 г. , используя специализированную компанию "ОТП Кредит", которая была интегрирована в структуру банка в прошлом году. Новички не стали ввязываться в борьбу за места в крупных сетях, а предпочли осваивать более мелкие магазины, располагающиеся в регионах страны. Поток клиентов в таких магазинах, конечно, несравним с количеством посетителей сетей национального масштаба. Отсутствие конкуренции и неизбалованность тамошних торговцев делают последних более сговорчивыми. Как результат: на региональные магазины начали посматривать даже банки - завсегдатаи крупных всеукраинских торговых сетей. "Мы уже давно ушли в нишу небольших торговцев. Крен в эту сторону - это общая тенденция для рынка. Думаю, что год-два для развития (насыщения) данной ниши точно есть, - признался в интервью БИЗНЕСу (см. на www. business. ua №51 от 17. 12. 12 г. , стр. 44-46) Игорь Дорошенко, председатель правления банка "Русский Стандарт" (г. Киев; с 2006 г. ; 3, 9 тыс. чел. ).

Кто на новенького

Отметим, что новичков, желающих выйти на рынок PoS-кредитования, на горизонте пока не наблюдается. Причина проста: данный сегмент потребительского кредитования является не только наиболее конкурентным, но и весьма специфическим — необходимо быстро принимать решения о кредитовании клиента, что предполагает наличие у банка качественной скоринговой системы. По словам Тамаша Хак-Ковача, председателя правления "ОТП Банка" (г. Киев; с 1998 г. ; 3, 5 тыс. чел. ), российская модель скоринга, на основе которой был изначально запущен "ОТП-Кредит" и которая, казалось, должна была учитывать особенности местной клиентуры, показала свою несостоятельность (см. на www. business. ua БИЗНЕС №45 от 05. 11. 12 г. , стр. 32-36). "Уже в ноябре 2011 г. (через 8 месяцев после запуска. - Авт. ) пришлось переводить наш бизнес на собственный скоринг, разработанный с учетом местных особенностей", — отметил банкир. Таким образом, у новичка рынка PoS-кредитования нет иного выбора, кроме как методом проб и ошибок набирать статистическую базу для построения более-менее работающей системы быстрого принятия решений о выдаче кредита. Например, Николай Лагун, собственник "Дельта Банка" (г. Киев; с 2005 г. ; 5 тыс. чел. ), уверен: чем быстрее банк получит статистику, создаст профиль платящего заемщика, пусть даже ценой крупных убытков, тем лучше.

Важная деталь: многие банки стратегически выходили на рынок PoS-loans для наращивания не столько объемов кредитования на покупку товаров, сколько клиентской базы. Дело в том, что в магазины часто ходят люди, далекие от банков. Выдав кредит в 2-3 тыс грн. на покупку стиральной машины, финучреждение получает возможность не только пополнить базу данных потенциальных клиентов, но и проверить их кредитную дисциплину. Если все в порядке, то в дальнейшем заемщику предлагаются кредит наличными, который можно расходовать на любые цели, либо кредитная карта. С учетом этих особенностей крупным системным банкам с солидной клиентской базой куда проще предлагать физическим лицам продукты - заменители PoS-кредитов - cash-кредиты либо кредитные карты. По такому пути намерен пойти, например, "Надра Банк". "Наверное мы не пойдем в магазины. Будем развивать кредитование через собственные отделения", — сказал Дмитрий Зинков, председатель правления "Надра Банка" (г. Киев; с 1993 г. ; 5 тысчел. ).

Влеты и падения

PoS-loans — единственный сегмент кредитования физических лиц, который в целом не приостанавливал свою работу в разгар кризиса 2008-2009 гг. Вместе с тем в самые тяжелые времена с рынка уходили (либо максимально сворачивали присутствие) его ведущие игроки, болы иинаво из которых так и не вернулись обратно. В частности, до кризиса одним из крупнейших его участников был Правэкс-Банк, однако он покинул свою традиционную нишу после того, как его купила итальянская группа Intesa Sanpaolo. Через специализированную компании "Еврокредит" активность в PoS-сегменте развивал "Надра Банк", "VAB Банк" кредитовал граждан на покупку товаров через специализированную компанию "VAB-Экспресс". Попытки развивать экспресс-кредитование в украинских торговых сетях предпринимала также чешская Home Credit Group, но, не достигнув успеха, вовсе покинула Украину. Подобная история случилась с французской группой Societe Generate, которая в 2006-2008 гг. выдавала PoS-кредиты через специализированную компанию "ПростоФинанс". Именитые французы уходят с украинского рынка. В свое время силы в этом сегменте пробовали также "Родовід-Банк""УниКредит Банк" и даже "Райффайзен Банк Аваль".

ЗАЕМЩИКУ НА ЗАМЕТКУ

Получили — распишитесь

Для получения кредита на покупку товаров требуется минимальный пакет документов: паспорт и идентификационный код. Минимальная сумма кредита в магазине составляет 300 грн. , максимальную банки декларируют на уровне 20-25 тысгрн. Если же заемщик готов предоаавить справку о доходах, то максимально возможный размер займа удваивается. Впрочем. для PoS-кредитования такие крупные суммы -очень редкое явление. На практике "средний чек" не превышает 5 тысгрн. Если до кризиса банки практически никогда не требовали от заемщиков первый взнос, то сейчас ситуация изменилась.

Первоначальный взнос может достигать 30% стоимости товара. Тем более если речь идет о рассрочке. Максимальный срок кредитования зависит от конкретной программы и может составлять от шести месяцев до трех лет. Решение о выдаче кредита, как правило, принимается в течение получаса. Для повышения шансов на получение позитивного ответа необходимо предоставить кредитному менеджеру следующую информацию: о месте работы (полное название организации, телефон приемной и отдела кадров), а также номера контактных телефонов (мобильный, домашний) родственников или друзей. Стоимость PoS-кредитов формируется из традиционных элементов: номинальной процентной ставки, разнообразных комиссионных и страховок. Целевые займы на покупку товаров, особенно мобильных телефонов, являются самыми дорогими кредитами для физических лиц. Поданным компании "КредитМаркет" (г. Киев; с 2008 г. ; 200 чел. ), средняя эффективная процентная ставка по кредитам на покупку бытовой техники и электроники ("Индекс КредитМаркет потребительский") по состоянию на 18 февраля текущего года составила 124, 3% годовых (см. "Значение... "). Для сравнения: средняя стоимость кредитов наличными составляет 106%, карточных займов - 75% годовых. Причем в конце прошлого года средняя стоимость"товарных" кредитов достигала 129% годовых. Важно отметить, что "Индекс КредитМаркет потребительский" рассчитывается на основе кредитов, предоставляемых на приобретение товаров сроком на один год. При этом акционные предложения, субсидируемые продавцами (рассрочка, так называемые кредиты "под ноль" и т. д. ), при расчетах не учитываются. Ставка рассчитывается для кредитов на 4 тыс. грн. с аннуитетной схемой погашения (равными частыми). "Высокая стоимость беззалоговых кредитов на покупку товаров обусловлена прежде всего высокой рисковостью таких займов. Исходя из этого, можно прогнозировать, что в краткосрочной перспективе нет причин для существенного снижения стоимости займов на приобретение техники", - отметил Денис Раковский, директор по продажам компании "КредитМаркет".



к списку

Кредиты наличными | Депозиты | Фонд гарантирования вкладов | Платежные карты | Кредитная карта | Интернет-банкинг